Вторник, 19.03.2024, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Отдел культуры

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Противодействие коррупции

Важнейшим направлением деятельности нашего государства была и остаётся борьба с коррупцией.

Сегодня коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, и представляет огромную социальную угрозу. Поэтому разработка правовых механизмов противодействия коррупции становится значимой и актуальной проблемой развития современного российского общества и государства. На данный момент, несмотря на все принимаемые государством усилия, коррупция создала реальную угрозу национальной безопасности страны. Она наносит ущерб стабильности и безопасности общества, приводит к значимым и ощутимым потерям в социально-экономическом и политическом развитии. Потому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве главного показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям.

Не требует особых доказательств утверждение о том, что коррупция является одной из угроз национальной безопасности любого государства поскольку, «чем выше уровень коррупции, тем беднее общество, не стабильнее политическая и экономическая системы страны,  выше  степень   криминализации социума»[4]

Современное понятие коррупции начинает складываться в ХV – ХVI вв. Уже в то время Н. Макиавелли, автор знаменитого произведения «Государь», сравнивает коррупцию не просто с болезнью общества, а с такой тяжёлой болезнью организма как чахотка. В момент возникновения эта болезнь трудно распознаётся, но легко излечивается. Если она запущена, то её легко распознать, но лечить трудно. Классик немецкой социологии начала ХХ в. М. Вебер, признавая, что в основе любого государства лежит господство чиновников, предупреждал, что бюрократия может превратиться в неконтролируемую «тайную» организацию и в конечном итоге использовать своё положение в личных целях.

В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» Президентом Российской Федерации утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы. В этих документах определена программа действий как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц [1]. Политика противодействия коррупции как антиценности общественного развития вошла составной частью в новую доктрину национальной безопасности России. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года даётся оценка коррупции как одной из угроз национальной безопасности (ст. 38). Борьба с ней рассматривается в качестве одного из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгую перспективу (ст. 38). В системе главных стратегических рисков и угроз в экономической сфере также значится коррупция (ст. 55).[5]

Коррупция представляет собой один из серьёзнейших и опасных вызовов человеческому развитию. Она не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства, но и подрывает сами устои человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благосостояние, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов – кризис доверия.[6]

Негативное воздействие коррупции распространяется на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества.

Среди причин коррупции в России можно выделить:

• стремительный переход к рыночным отношениям на фоне глобальных процессов в мире;

• смена или изменение государственного устройства;

• низкая эффективность управления (несовершенство административной реформы);

• пробелы законодательства и его отставание от развития социально- экономических отношений;

• состояние общественной морали, популяризация новых нравственных ценностей, культ личного преуспевания и обогащения;

• правовая неграмотность населения страны;

• неэффективность функционирования большинства институтов власти;

• кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;

• низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета.

Несмотря на широкие масштабы коррупции, существуют достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением, о чем успешно свидетельствует мировая практика.

Не бороться с коррупцией означает поддерживать ее, учитывая все разрушительные последствия. В связи с этим важно всестороннее изучение причин коррупции, поскольку, выявляя причины, можно устранить все возможные факторы, влияющие  на формирование коррупции.

К сожалению, на сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции, при этом причины коррупции остаются практически без внимания. Несомненно необходимы целенаправленные усилия не только со стороны государства в целом, но и гражданского общества и отдельных граждан. Бесспорным является тот факт, что реализация вышеуказанных мер будет способствовать предупреждению коррупции. Вместе с тем, совершенствование законодательства должно идти по пути минимизации возможностей проявления коррупции, включать в себя комплекс мер, направленных не только на решение проблемы несовершенства законодательства как фактора, способствующего расцвету коррупции и отсутствию контроля деятельности органов власти, ущербности кадровой политики, а также на уменьшение масштабов государственного администрирования, но и на снижение общественной незрелости и деформированности правового и нравственного сознания гражданского общества, формирование нетерпимости к коррупционному поведению, выработку устойчивого антикоррупционного стандарта поведения в обществе, повышение правового сознания граждан и правовой культуры общества в целом.

Начальник ОК
Минкульт РФ

Минкульт РБ

РЦНТ

Мы в контакте

ГОД ТЕАТРА
100-летие РБ
Поиск
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz