Иршат ЗИАНБЕРДИН
Знакомьтесь, художница Светлана Минуллаевна Телелекова.
Родилась 23 февраля 1961 года в городе Самарканде. Живет в селе Караидель Караидельского района Башкортостана. Картины пишет с 2012 года. Представила выставку своих работ впервые, и это произошло в редакции газеты «Истоки».
Увидев ее рисунки, я потерял дар речи. Я, рассматривая работы этой художницы, почувствовал, что приобретаю связь с историей родной земли. Вроде и рисунки простые, даже можно сказать детские, но что-то в них есть такое, чего, может быть, не осознала и сама художница, но сотворила это чудо…
Это что-то и есть нарисованные на бумаге письма.
Передо мной рисунок черепахи, который воспринимается как иероглиф «хбргл», или по-иному как предложение «Всевышний сказал».
Ну-ка, ну-ка, интересно, что все-таки он сказал-то? А вот оно, три иероглифа «глаз: голова: рыба», по-другому предложение – «Ччм:б: хт», означающее «Заранее предусмотрел я счастье».
А вот просто рыбка в рамке, композиция воспринимается зрителем как логограмма имени существительного и иероглиф «хт\\письмо; рыба; послание». Эти три картины, как мне кажется, и передают всю суть данной экспозиции.
Письмо-хат, откуда? Из души художницы, откуда же еще!
Если бы я был коллекционером картин, дорого бы отдал за приобретение всей этой выставки.
Еще одна рыбка. На ней текст, похожий на хазаро-караитское письмо, который гласит: «Ркук», или на русском языке – «раб; рабство». Тут на черном фоне геометрические фигуры. Действительно как в рабстве, вроде что-то существует, а смысла существования не видно.
Похожие на арамейские надписи, чешуйчатые узоры, выполненные на брюшке рыбки, на черном фоне, вроде бы гласят: «Гт укт кс», или на русском языке – «Время благоденствия (выявляется) в сравнении».
К какому же художественному направлению отнести работы этой художницы?
К авангардизму? Но тут нет тенденции к отрицанию традиций и экспериментального поиска новых форм и путей творчества.
Отнести к стилю барокко? Здесь нет также и соединения классицизма и романтизма.
Я бы предложил назвать это направление искусства «уральским концептуализмом» и определил его так: «уральский концептуализм» – условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников ХXI века. В уральском концептуализме лежащая в основе произведения идея (или концепция, и не важно, осознанная или неосознанная эта идея) оказывается важнее мастерства исполнения. Концепция может воплощаться различными способами, в том числе с помощью текстов, карт, видеофильмов, фотографий и перформансов, а произведение может быть созданным и на местности. Уральский концептуализм заимствует свои идеи из философии народов Урала, местного феминизма, психоанализа истории, кино и политики. Тут образ художника как генератора идей, а не создателя вещей (картинок) подрывает традиционные представления о статусе автора и произведения искусства.
P.S. При встрече с художницей, потом, уже после написания этой статьи, я спросил у нее: «А как вы можете назвать свою выставку?» Она ответила очень коротко: «Зарождение земли и жизни». Получается, что я совершенно правильно уловил суть ее произведений.
Примечание: Перформанс (перфоманс) (англ. performance – букв. – представление) – вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, который рассчитан на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. |